Жизненная сатира. Фильм «Рассказы»

Фильм «Рассказы» — это до костного мозга авторское кино, созданное Михаилом Сегалом. Настолько оно специфичное, что практически скатывается в арт-хаус. Дело даже не в специфичной манере ведения повествования, да и сюжет не нов – скорее в постановке и идее. С другой стороны, эта кинолента вполне пригодна для показа на больших экранах – в какой-то мере она «популярна», что ли. Но неоднозначность в данном случае означает не спорность, а скорее многогранность. Попытаемся разобраться, почему.

Любовь Новикова и Константин Юшкевич в фильме Рассказы

Филигранная композиция

Сценарий картины вертится вокруг рукописи молодого писателя, которая была отвергнута издательством, так как не соответствовала видению руководства касательно успешной книги. Но сборник новелл безымянного автора начинает путешествовать из рук в руки самыми неожиданными путями, и жизнь каждого, кто начинает его читать, чудесным и даже абсурдным образом преображается. Четыре рассказа – это четыре сюжета, каждый со своей развязкой, но которые плавно переходят из одного в другой.

Создавать фильмы в виде собрания нескольких сюжетных линий – идея не новая. Стоит вспомнить следующие киноленты, где использовался схожий прием:

Андрей Петров и Дарья Носик в фильме Рассказы

Что выделяет «Рассказы» из ряда подобных кинокартин, так это куда более удачное воплощение задумки с четырьмя новеллами. Они, с одной стороны, связаны между собой, но они не просто пересекаются. Повествование гармонично перетекает с одной истории на другую, попутно меняя жанр с комедии абсурда на социальную сатиру, потом и вовсе на триллер, и напоследок становясь мелодрамой.

Смотрится это всё «безобразие» очень бодро, радужно и на мажорный лад – что заслуживает немалого уважения, учитывая жизненность и даже мрачность тем, затронутых Сегалом. Такой себе негласный шаг вперед для отечественного кинематографа – социальная сатира, высмеивающая современное общество, его пороки и неосознаваемый людьми абсурд хрупкости построенной ими же системы, но без сгущения красок или модного нынче псевдо-символизма.

Проза по-русски

Завуалированная злободневность, высмеивание всего и вся, постоянно меняющийся темп ведения повествования – очень напоминает настоящую жизнь всех более-менее сознательных жителей России. В том то и, не побоюсь этого слова, шедевральность детища Михаила Сегала – неосязаемое единство формы в лице жанра, содержания и стержня в виде идеи. Но без пресловутой чернухи, в которую скатилось большинство «умного» отечественного кино. Беспробудное пьянство, загаженные темные подъезды и гротескное изображение российской глубинки – неотъемлемые, по мнению многих киноделов, атрибуты успешного авторского фильма. Как же приятно, когда кто-то всё же догадывается показать вроде бы и те же проблемы, но с корректного ракурса и используя куда более достойные искусства приёмы.

Андрей Мерзликин в фильме Рассказы

Надежда есть

Есть она и касательно российского кинематографа, и касательного нашей горячо любимой Родины и её неоднозначного общества. Именно об этом, в конечном итоге, говорится в фильме «Рассказы». Тратить ли чуть больше часа своей жизни на него, или просто пройти мимо и не смотреть – дело каждого. Однако, я настоятельно рекомендую всё же ознакомиться с данной лентой – в конце концов, она, как минимум, не настолько нудная, медлительная и скучная, как социальные драмы в привычном понимании, а скорее смешная и даже мимолётная. Тем более, что не так давно состоялся релиз картины для домашнего просмотра:

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.