Зачем «Жить»? Новый фильм Василия Сигарева

Этот фильм не для всех. Что это значит? Это значит, что драма режиссера и сценариста Василия Сигарева, удостоившаяся многочисленных наград и благоприятных отзывов критиков, далека от так называемого коммерческого кино, которое измеряется привычными стандартными критериями: денежными сборами, посещаемостью зрителей, шумными анонсами в прайм-тайм и так далее. И хотя я уверен, что вызову недовольство многих поклонников мастерства этого режиссера, мое мнение таково: данная его работа подходит больше для «Закрытого показа» Гордона, так как вызывает крайне неоднозначные эмоции.

Кадр из фильма Жить

Фильм о жизни после смерти

Я мог бы сказать, что это фильм о смерти, которая в том или ином виде врывается в жизнь каждого человека. Рано или поздно. Три сюжетные линии переплелись в данной работе воедино лишь косвенно, так как в каждой из них показана смерть, как она есть, а также то, что следует за этим неумолимым биологическим процессом, который для родных людей героев фильма был ускорен несчастными случаями. В итоге каждый человек остается один на один со своим горем, вынужденный ломать свою психику для того, чтобы жить дальше.

В фильме снимались:

  • Яна Троянова – «Гришка».
  • Ольга Лапшина – Галина Капустина.
  • Алексей Филимонов – Антон.
  • Анна Уколова – мать Артема и другие.

Однако недаром фильм называется так, как он называется. Глядя на происходящее со стороны, мы понимаем, что нет смысла обвинять смерть. Она есть всегда. Иногда она приходит, забирает родных людей и уходит. И на фоне этого события ни неторопливость ментов, ни равнодушие случайно оказавшихся рядом с местом преступления людей, ни раздраженное отношение представителей органов опеки, отобравших у матери детей – ничто из всего этого не способно оказать большее впечатление, чем факт появления страшной зияющей дыры в жизни из-за смерти близкого человека. От этого хочется выть и умереть, но даже после самой жуткой трагедии приходится жить…

Фильм Жить

Смерть меняет столкнувшихся с ней людей. В данной картине автор продемонстрировал это самым диким и невообразимым образом, показав, как умершие люди появляются в жизни своих близких вновь. Начинается жуткий театр абсурда, цель которого, возможно, заключается в том, чтобы открыть нам всю разрушающую силу так называемых посмертных иллюзий, вызванных чудовищным горем. Даже после того, как пошли титры, нельзя было сказать, что фильм закончился – и все потому, что жизнь продолжается, несмотря на всю тяжесть утраты. Впрочем, обезумевшая от горя мать, уничтожающая себя взрывом, посчитала иначе…

Так ли уж здорово жить?

Да, что ни говори, а жить – далеко не всегда здорово… Конечно, надо отдать должное Сигареву, который не пытается сказать, что жизнь – это фекальные массы, а солнце – не самый правильный фонарь. Режиссер буквально балансирует на грани, демонстрируя нам… нет, не чернуху, а, скорее, саму жизнь без прикрас. Поверьте, я отлично помню девяностые, и прекрасно знаком с так называемой чернухой в российском кинематографе, яркими примерами которой являлись фильмы о неустроенном быте наших соотечественников, о наркомании, проституции, разгуле преступности, нелегкой жизни матерей-одиночек и так далее.

Другие работы сценариста и режиссера Василия Сигарева

Год выхода Название проекта
2005 Продается детектор лжи
2009 Волчок

Впрочем, я, конечно, не какой-то там именитый критик, которому, как известно, всегда виднее. Поэтому я возьму на себя смелость и скажу, что Сигарев без всякого стеснения эксплуатирует те элементы нашей жизни, из-за которых, собственно, данный фильм многие и называют чернухой. Тут вам и унылые картины из российской глубинки, и убийство в вагоне электрички, и дежурное равнодушие врачей, и даже, черт возьми, погода паскудная! Для меня нет никаких сомнений, что осенне-зимний унылый период, на фоне которого и разворачиваются события, вряд ли был выбран случайно.

Фильм Жить Василия Сигарева

С другой стороны, нельзя сказать, что режиссер в поисках этих узнаваемых элементов нашей жизни опустился на самое дно социума. Просто Сигарев хотел произвести на зрителя впечатление. А уж каким способом это можно делать – виднее самому автору. Вы же не будете ругать Малевича за то, что он именно так отразил свою эпоху! И Сигарева также нельзя ругать за акцент на смерти и горе. Скажите спасибо, что в этом фильме нет этого опостылевшего акцента на убогий быт, раскиданные шприцы, грязных беспризорников и ментов-беспредельщиков.

Награды, которые получил данный фильм:

  • Премия в номинации «Кино. Актриса СегоДня» (третий Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура»).
  • Гран-при «Золотая лилия» (Фестиваль восточноевропейского кино goEast).
  • Приз международной федерации кинопрессы.
  • Приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

Как и известная картина Малевича, работа Сигарева может либо нравиться, либо нет. Сложно представить психологический портрет человека, которого она оставит равнодушным! Сцена на кладбище, происходящее в больнице и рыдающий навзрыд по умершему отцу ребенок, которого хочет заткнуть подушкой его стерва-мать – все это просто выворачивает душу наизнанку нормальному человеку. И если вы не хотите, чтобы вам выворачивали душу – не смотрите этот фильм. Если вы никогда не видели ни одного так называемого авторского фильма – вряд ли и в этом случае это кино вам понравится. А если вы хотите увидеть ту сторону нашей жизни, с которой рано или поздно сталкивается каждый человек, тогда просмотр имеет смысл.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.