КОРОТКО О ГЛАВНОМ: НЕМЕЦКИЕ КОРОТКОМЕТРАЖКИ

Весьма характерный тематический пласт немецкого (да и практически любого национального) искусства вообще в 20 веке — история своей страны. А для Германии это, в первую очередь, существование на протяжении более 40 лет двух государств, разделенных стеной. Разрушение последней послужило сюжетной завязкой известного фильма Вольфганга Беккера «Гудбай, Ленин» — лирической трагикомедии о молодом человеке, после объединения Германии создающем для своей матери ГДР в отдельно взятой квартире. Также в Германской Демократической Республике — только теперь уже реальной, а не вымышленной — происходит и действие короткометражного фильма Инго Распер «Всё путем», показанного в рамках «Дней Германии». В этой новелле проиллюстрировано самое начало раздельного существования двух немецких государств. Конкретно же показано то, как жители ГДР обходили запреты на ввоз товаров из враждебной ФРГ. Показано с юмором, иронией, даже с любовью и оптимизмом, что отмечается в самом названии фильма.

Короткий метр вообще можно расценивать как лакмусовую бумажку кинематографа. Любого. Так же малая проза во многом лучше характеризует писателя или литературу отдельной страны, чем крупные формы. К тому же, в малой форме художник может оттачивать свое мастерство, сосредоточиваясь на одной истории, на одном приеме, доводя его до совершенства.

Короткометражные фильмы, вошедшие в сборник «Коротко и со вкусом», действительно отражают всю палитру жанров, тем и технических приемов, присущих немецкому кинематографу.

Многие немецкие фильмы так или иначе критикуют современное общество. Эти произведения остроциальны, но каждое из них — по-своему. Например, картина Анди Ниснера «Бьёрн, или бюрократические препоны», также вошедшая в программу фестиваля в челябинске, — фантасмагорическая сатира, высмеивающая эти самые бюрократические препоны, которые приходится преодолевать главному герою, чтобы получить загранпаспорт на поездку в Турцию. Куда, собственно, загранпаспорт и не нужен. Сам Анди Ниснер превратил этот фильм в театр одного актера — самого себя: он сыграл в картине все роли, кроме подруги главного героя. Наряду с искрометным юмором и динамичностью произведение поражает мастерством композиции: всё на своем месте и всё — по канонам жанра новеллы с непременным новеллистическим пуантом, переворачивающим ситуацию с ног на голову. В общем, блеск.

В иной, более мрачной, тональности выполнен короткометражный фильм Марка Андреаса Бокхерта «Мелочь». Режиссер поднимает в своем произведении такие тяжеловесные проблемы, как социальное неравенство и компромисс со своей совестью, на который идет главный герой фильма, преуспевающий бизнесмен, ежедневно подающий одному и тому же нищему монетку. В порядке благотворительности. А тот моет ему каждый день машину. В порядке благодарности. Однажды у героя не оказывается мелочи — только крупные купюры. И он позорно сбегает от нищего, прячась за спины прохожих. Не найдя его на следующий день на привычном месте, герой ищет бродягу по всему городу. Когда он протягивает нищему 100 евро, тот разворачивается и уходит. Фильм очень подробный, гнетущий — режиссер словно бы дает прочувствовать зрителю остроту показываемой проблемы.

Очень динамичный, современный — тыкверовский — остросоциальный памфлет снял Том Зенкер. «Обычное дело» — трехминутный клип, в течение которого два представительных бизнесмена на ровном месте начинают друг друга избивать. Под агрессивную музыку, с явным знанием восточных единоборств и использованием подручных средств, с кучей мелких колоритных деталей и персонажей на задних планах. Один бизнесмен убрал со своей дороги другого — обычное дело.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.