Для неподготовленного зрителя, который решается потратить немного своего времени на фильм «Щелкунчик и Крысиный король» ничто, вроде бы, не предвещает беды. От экранизации самого известного литературного произведения Амадея Гофмана логично ожидать настоящей доброй сказочности. Увы и ах, но эта картина и близко не похожа на диснеевский мультфильм Принц Щелкунчик, не сильно-то подойдет для восприятия детской аудиторией – да и содержание не всегда корректное. «Щелкунчик и Крысиный король» — своеобразный злобный брат-двойник хорошей сказки, неоднократно высмеивающий её лучшие качества.

Эль Фаннинг в фильме Щелкунчик и Крысиный король

Крысиные истории

Не хочется верить своим глазам и ушам, но за постановку и сценарий данного чуда киноиндустрии отвечает не кто иной, как Андрей Кончаловский, который, по правде говоря, до этой киноленты считался мной одним из лучших современных отечественных режиссеров. У всех творческих людей, конечно, наступает момент, когда следование собственным фантазиям и путаница между миром грез и миром реальным приводит к разрушительным для карьеры результатам. Непонятно только, почему русские киноделы при этом еще и страдают неутолимым желанием навязать всем зрителям свое видение как единственно правильное, несмотря на его несуразность. Впрочем, посудите сами.

Кадр из фильма Щелкунчик и Крысиный король

Сюжет сказки Гофмана пересказывать особого смысла нет, но на авторских поправках Кончаловского не остановиться нельзя. Действие дивным образом переместилось из Вены начала 19-го века в век 20-й. Крысиный Король с Королевой-матушкой, озвученные, к слову Филиппом Киркоровым и Аллой Пугачёвой, теперь не просто злодеи, а они хотят захватить весь мир, попутно уничтожив человечество. Причем форма крысиного воинства подозрительно напоминает нацистскую. На этом сюрпризы не заканчиваются, ведь в истории замешан сам Альберт Эйнштейн, а главной героине Мэри предстоит сразиться, помимо полчищ крыс, с байкерами и даже летучими мышами, вооруженными лазерами. К сожалению, после титров не следует реклама запрещенных веществ, под действием которых находились создатели кино «Щелкунчик и Крысиный король». А ведь ранее Андрей Кончаловский приложил свою руку к таким шедеврам, как:

  • «Танго и Кэш» (1989);
  • «Курочка ряба» (1994);
  • «Одиссей» (1997);
  • «Дом дураков» (2002);
  • «Глянец» (2007).

Трехмерное несчастье

Не будь фильм преподнесен под настолько пафосным соусом и намеком на высокую философию, он бы, вероятно, мог быть успешным как тотальный фарс над многими привычными стереотипами. Но нет же – проект амбициозен по самое «не хочу», а 90-миллионный бюджет – это вам не шутки!

Нэйтан Лейн в роли дяди Альберта в фильме Щелкунчик и Крысиный король

Куда же средства потрачены, впрочем, неясно – разве что на действительно красивые костюмы и неплохие декорации. Спецэффекты топорные, а реализация всеми любимого и модного нынче 3D настолько плохая, что даже «удостоилась» номинации на Золотую малину. Про музыкальное сопровождение так вообще говорить не хочется – мотивы Чайковского, бог весть как переделанные Эдуардом Артемьевым, отвратительны. Так же над классикой поглумились разве что в «Гадком утенке» 2010-го года.

Зачем и для кого?

Какая целевая аудитория у фильма «Щелкунчик и Крысиный король» — непонятно. Регулярно бранящихся жаргонными словечками отрицательных персонажей родители вряд ли захотят показывать своим детям. Взрослые же зрители вряд ли сумеют воспринять неистовое сумасшествие, происходящее на экране. Да и до лучших экранизаций литературных произведений кинокартине далеко. Уж если и хочется посмотреть сказку, настоящую, добрую, и волшебную, есть куда более удачные ленты, например: