В этом году исполняется 45 лет одной из самых известных советских картин, посвященных Второй мировой войне. Речь идет о художественном фильме «Щит и меч» режиссера и сценариста Владимира Басова (четырехсерийное кино, которое по своей популярности может поспорить со знаменитым сериалом Семнадцать мгновений весны). Бешеной любви советских граждан к этой работе есть вполне реальное подтверждение: «Без права быть собой» и «Приказано выжить» — первые две серии этого мини-сериала (как сейчас принято называть небольшие сериалы) – в конце 60-ых годов прошлого века вошли в первую десятку советских фильмов по популярности. Сейчас приоритеты несколько изменились, но не вспомнить добрым словом эту работу будет просто некрасиво.
Родина начинается… со Штирлица
Вот уже почти полвека фильм дает возможность зрителям разных возрастов и поколений знакомиться с историей советского разведчика Александра Белова (его роль досталась скромному и неприметному Станиславу Любшину). За год до начала Великой Отечественной войны Белов оказался в Германии под видом немца-репатрианта. Иоганн Вайс – именно так звали Александра по его легенде – не терял даром времени, и к концу войны имел чин гауптмана (что-то вроде капитана) и должность в абвере (военная разведка Германии). Ему безгранично доверяет командование и переводит его в Берлин на службу в СС. Теперь Вайс еще и получает доступ к сверхсекретным документам, которые чрезвычайно важны для обеих сторон, так как вполне могут повлиять на распределение сил на фронте…
Некоторые работы Владимира Басова в качестве режиссера
Год выхода | Название проекта |
---|---|
1953 | Нахлебник |
1956 | Необыкновенное лето |
1959 | Золотой дом |
1968 | Щит и меч: Фильм второй |
1976 | Дни Турбиных (ТВ) |
1986 | Семь криков в океане |
Я бы сказал, что данный мини-сериал – это, скорее, воспитательная работа, главной целью которой являлось прививание любви к Родине у советского зрителя (хотя бы и при помощи многократно звучавшей песни «С чего начинается Родина»!). Если сравнивать его с другими фильмами о советских разведчиках (не только с «Семнадцатью мгновениями весны», но и с «Вариантом «Омега», к примеру), то «Щит и меч», хоть и демонстрирующий нам тяготы самоотверженной и смертельно опасной работы наших в тылу врага, акцентирует внимание именно на прогнившей системе ценностей нацистов, которые выживают не столько за счет собственного патриотизма, сколько за счет иностранных капиталов. Однако авторы этого мини-сериала решили, видимо, в равной степени представить все стороны жизни разведчика, включая необходимость вступать в открытую конфронтацию – со стрельбой, погонями и так далее. Не думаю, что в этом была необходимость – чуть поубавило солидности данной работе!
В фильме снимались:
- Станислав Любшин – Белов/Вайс;
- Олег Янковский – Генрих Шварцкопф;
- Юозас Будрайтис – Дитрих;
- Георгий Мартынюк – Зубов/Хаген, и другие.
Помню, как кто-то из моих многочисленных знакомых рассказывал, что в 70-ых годах прошлого века спорил с соседскими мальчишками во дворе на предмет того, кто является более хорошим разведчиком: Штирлиц/Исаев/Тихонов, Скорин/Даль из «Варианта «Омега», или Белов/Вайс/Любшин из фильма «Щит и меч». Примерно с таким же рвением мои ровесники в конце 80-ых — начале 90-ых годов пытались выяснить, кто кого способен завалить: Шварценеггер, Ван Дамм или Брюс Ли. И вот сейчас уже наши дети по такой же схеме разбираются с тем, какому герои из экранизаций комиксов отдать все ту же пальму первенства силы: железному человеку, человеку-пауку, Росомахе или еще какой-нибудь твари. Да уж, времена меняются – меняются и герои… Что же касается легендарных советских разведчиков, то у меня нет никаких сомнений, что всех сильнее… то есть, я хотел сказать, что для меня все три этих работы представляют равную ценность, и каждая из них достойна занимать свое место в рейтинге лучших фильмов про Великую Отечественную войну, но «рулит», конечно же, Штирлиц!