Фильм «Русалка» — попытка двигаться в правильном направлении

Гундеж на тему того, что российский кинематограф переживает сложные времена, всех порядком утомил. Из-за постоянного напоминания об этих самых «сложных временах» нашего кинематографа, у меня сложилось ощущение, что он болен надолго какой-то хронической (практически неизлечимой) болячкой, а потому его периодически выпирающую убогость следует воспринимать как данность. Именно поэтому даже какие-то очень небольшие успехи наших режиссеров и сценаристов я воспринимаю весьма благодушно, не позволяя себе судить все слишком строго. И именно такого отношения, как мне кажется, заслуживает фильм «Русалка» режиссера Анны Меликян (оговорюсь – ПОЧТИ весь фильм!).

Кадр из фильма Русалка

Алиса в стране чудес и дураков

Стоит на берегу синего-синего моря избушка. В избушке живет девочка Алиса с глуповатой мамашей, у которой не сложилась личная жизнь, и с инфантильной бабушкой, у которой, к слову сказать, личная жизнь также не удалась. Девочка растет в своем маленьком мирке, мечтая стать балериной, и ждет возвращения домой папы, которого она никогда не видела. Алиса совсем одинока, хотя сама этого еще не понимает. В общем, просматривается некоторая аналогия с той самой Амели из одноименного французского фильма. В один не очень прекрасный день Алиса вдруг перестает разговаривать (возможно, последствия стресса после пережитого пожара и затмения, а, возможно, она просто решила так сама), после чего ее определяют в спецшколу.

Главная героиня фильма - Алиса

Другие проекты режиссера Анны Меликян:

Год выхода Название проекта
1998 Аданте (короткометражный фильм)
1999 Полетели (короткометражный фильм)
2001 До востребования (короткометражный фильм)
2002 Контрабас (короткометражный фильм)
2004 Марс
2010 Open Air
2011 Про любовь (короткометражный фильм)

Затем авторы перебрасывают нас лет на десять вперед, в будущее Алисы, в котором, как оказалось, выросшая девочка за время учебы научилась… исполнять желания (по крайней мере, она сама уверена в том, что все происходит именно так). Желания девочки приводят ее в Москву, где начинается взрослая жизнь: первая любовь, институт, нехитрая работа и тому подобное. Вот такой вот разворот. Колоритные персонажи (к слову, никак не мог отделаться от мысли, что бабушку Алисы разговаривать учил Александр Рева из «Comedy» — уж больно комична ее речь), ироничный юмор, забавные фразы (чего только стоит сказанное «когда людям некуда деваться, они едут в Москву»!), легкая музыкальная тема, нетривиальный способ подачи – все это тоже про «Русалку».

Ирина Скриниченко и Евгений Цыганов в фильме Русалка

Честно говоря, во время просмотра мне совсем не хотелось задумываться над всякими высокими и концептуальными идеями, которые, возможно, хотели до зрителя донести авторы «Русалки», однако в голове постоянно вертелась фраза – бойтесь своих желаний! Ибо самые страстные чаяния Алисы, которые, как она считала, исполнялись по ее воле, почти всегда приносили вред окружающим, из-за чего девушка страдала. Впрочем, не суть. Знаете, бывают фильмы с сюжетом, но абсолютно бестолковые. Данный фильм без какой-либо серьезной сюжетной линии и почти изначально выглядит бестолковым – живет себе Алиса, да и все. Но это удивительным образом не напрягало! Его хочется смотреть дальше, а девушке – сопереживать. За это я готов простить Анне Меликян откровенно «тупиковые» ветви сценария, которые она ввела, да и позабыла о них – забытая тема отобранного паспорта, тема попытки самоубийства Саши, отсутствие последствий из-за убиенной невинно обожаемой аквариумной рыбки, зачем-то введенный в сюжет институт и так далее.

В фильме снимались:

  • Мария Шалаева – Алиса;
  • Анастасия Донцова – Алиса в детстве;
  • Евгений Цыганов – Саша;
  • Мария Соколова – мама Алисы;
  • Ирина Скриниченко – Рита, подруга Саши, и другие.

Все. Больше я ничего Анне простить не могу. Не в моих правилах пересказывать концовку (хотя ее несложно предсказать, коль скоро основной жанр фильма – драма). Скажу лишь, что на этом заканчивается «Русалка», которую следует хвалить, а начинается «Русалка», из-за которой этот фильм я не хочу рекомендовать. И пусть критики хоть задохнутся от своих хвалебных од, но я уверен, что причина превращать милую мелодраму в драму только одна: создатели фильма просто не знали, как сделать законченную цельную мелодраму. А потому превратили ее в драму – ведь только этот жанр российского производства чаще всего отмечаются критиками! Черт возьми, но ведь смогли же авторы Амели сделать свой фильм культовым в своем жанре, невзирая на хэппи-энд! В общем, сложные времена переживает российский кинематограф…

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.