Фильм «Пять лет и один день» — немного смерти, немного любви… и совсем мало актерской игры

Фильм «Пять лет и один день» — трагическая, жизненная мелодрама, которую почему-то не получилось полноценно донести до зрительских сердец.

А вы любите блюз, так как люблю его я?

Однажды Billy’s Band спел «… немного смерти, немного любви…». Хриплый голос, несколько аккордов – раз штрих, два — и рождается настроение. Сцена и игра. Да-да! Та самая драматическая игра, ради которой мы слушаем блюз, смотрим кино и ходим в театр.

Кадр из фильма Пять лет и один день

Создатели фильма «Пять лет и один день» хотели подарить нам нечто похожее: серьезную драму и, конечно, катарсис в конце. Чтобы душа дрогнула и сбросила хоть на мгновенье шелуху повседневности.

Ингредиенты для сюжетного коктейля были выбраны самые роскошные: пять лет комы, подруги-соперницы, муж-мошенник, фальшивые похороны, место в сердце шестилетней доченьки. И да, еще миллионное состояние. Коктейль должен был получиться великолепным, но… получился весьма посредственный фильм. Попробуем разобраться почему?

Секрет неуспеха

В основе сценария лежит трагическая современная история. Мирослава (Алина Сергеева) после несчастного случая много лет провела в коме. Очнувшись, узнает, что ее муж (Юрий Батурин) инсценировал ей мнимые похороны, присвоил себе богатство. Да еще и женился на ее лучшей подруге (Юлия Галкина), которую дочь Мирославы считает мамой. В обустроенной жизни новой семьи нет места «воскресшей» супруге. Они делают вид, что не узнают Мирославу. Главная героиня остается без денег, имени и друзей в чужом городе. Она понимает, что жизнь уже никогда не будет прежней. И единственная, кого она всеми силами хочет вернуть, это дочь Настенька.

Алина Сергеева в роли Мирославы в фильме Пять лет и один день

Прежде всего, подвела режиссура. Не чувствуется глубины, как-то все получилось наиграно, по-телевизионному. Впечатление, что актеры старательно разыгрывают нечто похожее на постановочные сюжеты, иллюстрирующие популярные ТВ-расследования или студийные ток-шоу.

Возможно потому, что над фильмом работали телевизионщики-документалисты. Картина снята третьим творческим объединением украинского канала СТБ. Режиссер Борис Квашнев известен по отличным документальным проектам. В кино пробовал силы в разных жанрах: мелодраме, историческом. Но чаще его творчество тяготеет к криминальным боевикам. Самый известный из них — о шальных 90-х “Амэрикен бой”.

Фильмография режиссера Бориса Квашнева

Год Название фильма
1990 «Провинциалки»
1992 «Амэрикен бой»
2010 «Тайный гвардеец императрицы»
2012 «Пять лет и один день»

На этапе съемок наш фильм утратил некую лубочность, столь необходимую для превращения житейской истории в сказку. Нельзя сказать, что съемочная группа и актеры совсем не старались. И Алина Сергеева, и Юлия Галкина показывают нам накал страстей: глаза полные слез и муку невысказанных слов. Но очень часто хочется сказать: «Не верю!».

Юлия Галкина в фильме Пять лет и один день

Над фильмом работали:

  • Режиссер – Борис Квашнев;
  • Автор сценария – Ирина Феофанова;
  • В главных ролях – Алина Сергеева («Слушая тишину»), Юрий Батурин («Слушая тишину»), Юлия Галкина («Артистка»).

Из всей тройки главных исполнителей наиболее профессионально ведет себя на экране их антагонист по сюжету Юрий Батурин. Но это и не удивительно, за плечами актера успех таких телесериалов, как «Вербное воскресенье», Знахарь, «Энигма».

Впрочем, в его убедительной игре есть большая заслуга сценариста Ирины Феофановой, поставившей яркий отрицательный персонаж Юрия в более выгодное положение перед женскими ролями. В этом фильме образ злодея раскрыт полноценнее, чем положительные героини.

Юрий Батурин исполнил главную роль в фильме Пять лет и один день

Скоро сказка сказывается, да не логично дело делается

При всей своей реалистичности фильм изобилует сюжетными ляпами и нестыковками. Зритель, сопереживая героине, ставит себя на ее место иначинает рассуждать, как бы он поступил. Приходящие сразу на ум выходы из ситуации, на экране если и появляются, то показаны слишком уж труднодостижимыми.

Например, как же может человек без паспорта и денег доказать свою личность? Первое, что придумывается — анализ ДНК, хоть и дорогой, раз и навсегда доказывает право героини и на миллионное состояние, и на дочь. Но чтобы фильм не закончился в первые пять минут, из этого очевидного решения сделали почти непреодолимое препятствие.

Второе несоответствие, которое бросается в глаза: Мирослава действует как растерявшаяся студентка, а не как состоятельная женщина. А ведь она хоть и после пятилетней комы, но миллионерша! А богатые знают, как обращаться с деньгами, имеют определенные связи и могут ориентироваться в ситуации, даже без родителей и друзей в городе. Скажем так, знают, к кому подойти и где попытаться попросить помощи.

Груз навалившихся на Мирославу проблем неподъемен. Но решения, которые она принимает дилетантские. Пусть ее лишили денег, паспорта, семьи. Но ее не лишили информации в голове и памяти социального поведения.

Фильм режиссёра Бориса Квашнева - Пять лет и один день

Социальный навык, наверное, основное в портрете героя. Это именно то, что характеризует персонаж. Вспомните сказки, как ведут себя герои в обществе: Кащей — он Бессмертный (олигарх); Василиса — она Премудрая (даже в образе лягушки). Наша «Василиса» оказалась не Премудрая. За полтора часа на экране не происходит развития персонажа. Героиню трагические события как бы закаляют, но для зрителей это не очевидно. Ни реплики, ни поступки не показывают внутреннюю динамику ее характера, а без этого драма превращается в обычную быль, каких много.

Законы драмы, оставленные нам еще древними греками, непреклонны. Чтобы зрители испытали «огонь очистительного страдания», нужен не просто герой и антигерой. Мало заставить героя страдать, недостаточно наказать негодяя, и совсем необязательно вручить герою суперприз. Главное, чтобы в финале фильма мы увидели другого человека, чтобы мы наблюдали, как он менялся, и менялись вместе с ним. Тогда сердца зрителей дрогнут и на минутку почувствуют отзвук лучшего мира, чем тот в котором мы живем.

В фильме «Пять лет и один день» пресловутый катарсис оказался недостижим. Создатели ленты пренебрегли динамикой развития характера главной героини, вместо этого устроив ей череду сверхтяжелых испытаний. Видимо, понадеялись, что такая арт-обработка выбьет слезу из нашего сердобольного зрителя, но затея не удалась, и фильм никак не тянт на лучшие отечественные мелодрамы.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.