Декаданс по Кубрику. Фильм «Заводной апельсин»

Есть кино массовое, собирающее полные кинозалы, взлетающее в своей популярности до невиданных высот, и так же быстро забываемое. А бывают картины с немного другой задумкой, снятые не как зрелище, а как пища для ума, и фильм «Заводной апельсин» гениального Стэнли Кубрика – один из них. Справедливости ради – он также в 1971-м устроил аншлаг во многих кинотеатрах. Но это не мешает киноленте быть на стыке массового киноискусства и авторского кино, попутно не раз шокируя зрителя.

Малкольм МакДауэлл в фильме Заводной апельсин

Обаятельные отбросы и компания

Сильные мира сего в ужасе. Банда подростков под предводительством Алекса забавы ради совершает разбойные нападения на богатые дома. Прямо «робингуды» какие-то, в белых костюмах, цилиндрах и с тростями, вот только бравые ребята попутно не гнушаются не только грабить, но убивать и насиловать. Веселью приходят конец, когда Алекса ловят стражи закона, и подвергают паренька новой экспериментальной обработке, которая должна отбить у него всякое желание впредь заниматься любыми неблаговерными делами. Вот только в одной лишь психике суть проблемы с подростковым насилием, или она куда шире, и зарыта куда глубже?

В основе сюжета лежит одноименная сатирическая и антиутопическая книга Энтони Бёрджеса. Кубрик, работавший не только над постановкой, но и над сценарием, позволил себе внести изменения и дополнения в оригинальную историю, однако атмосфера первоисточника передана превосходно.

Фильм Стэнли Кубрика - Заводной апельсин

Комедия жестокости

Если кто-то считает, что антиутопия – это какой-нибудь Мега Сити из Судьи Дредда, то он глубоко заблуждается. Мир в «Заводном апельсине» омерзителен в своем черном юморе, моральном разложении общества и главных героев в частности, и в жестокости. Последняя, к слову, до сих пор может шокировать зрителя – так что слабонервным показ противопоказан.

Отдельные образы вообще гениальны. Чего стоит престарелая любительница порнографии и куда более странных извращений. Или внешне идеальные родители, которые даже при крайне необычных обстоятельствах все равно пытаются сохранить в своем доме идиллию. Как говориться, каждый может получить то, чем он сам пытается себя окружить. Весь мир – театр, порой абсурдный, порой ужасающий.

Положительных героев в киноленте просто нет. Что Алекс и его компания, что все окружающие их люди, даже жертвы, что полицейские, психиатры – типичный пример полнейшей деградации. Атмосфера полного и безвозвратного декаданса.

Разве что главному герою в определенный момент начинаешь сочувствовать. Да-да, Стэнли Кубрик сумел вызвать у зрителя жалость к насильнику и убийце. Очень скоро положительные эмоции по отношению к Алексу развеиваются, но все же. Маэстро и не на такие манипуляции с сознанием зрителя способен…

Кадр из фильма Заводной апельсин

Сыграли в фильме следующие актеры:

Утончённо и умно

Те, кто не вникает в суть фильмов, не будет способен понять и это детище Кубрика. Как ни крути, для большинства это до жути непристойное, недопустимое с точки зрения моральных устоев, даже шокирующее зрелище, которое иначе, как к арт-хаусу, не отнести. Уверяю, насилие и разврат хоть и очевидны, но настоящая идея куда глубже и важнее. Но это не тот случай, когда фильм напрямую подталкивает к каким-либо размышлениям. Кинокартина несет сообщение каждому своему зрителю, но получить его можно только после внимательного и вдумчивого просмотра. Постановщик нарисовал на экране картину ближайшего будущего и его «прелестей», и, судя по нашему современному миру и обществу, не сильно-то и ошибся. Карикатура получилась даже слишком жизненной.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.