Кинематограф, как и любое искусство – это своеобразное отображение действительности, окружающей создателей того или иного произведения. Причем приемы, которые используются киноделами, могут быть самыми разными: например, высмеивание каких-то негативных качеств человека в сатирическом стиле в комедиях, авторское видение далекого будущего или вовсе иных миров в научной фантастике, или же акцент на эффектности и неудержимом драйве в боевиках.

Кадр из социальной драмы 21 грамм

Лучшие социальные драмы – один из важнейших жанров кино, просто потому, что подымаемые в таких фильмах проблемы касаются не просто отдельной проблемы, а насущных волнений в обществе в целом. Причем затрагивать «болевые точки» социума можно совершенно по-разному: предельно серьёзно, даже цинично, как в «Американской истории Икс», сюрреалистично, с небольшим оттенком психоделики, как в «Бразилии», или с тонким налетом иронии, как в Пролетая над гнездом кукушки.

Разность эпох, обилие мировоззрений

Бесспорно, то, что пытаются донести до зрителя создатели различных кинопроектов, во многом зависит от временного промежутка и страны, в которой они были сняты:

  • Советская агитационная драма «Кража зрения» 1934-го года об идеалах коммунистического общества и гражданскую слепоту, которую может вызвать их незнание;
  • Остросоциальная баллада о субкультуре хиппи и «Лете любви» 1967-го года в Сан-Франциско в частности под названием «Псих-Аут», снятая режиссером Ричардом Рашем;
  • Антиутопическая «Бразилия» Терри Гиллиама, возводящая проблемы бюрократии в абсолют на примере Великобритании в недалеком будущем;
  • Картина Рашида Бушареба «Вне закона» 2010-го года, в которой «по ту сторону баррикад» описывается конфликт между Францией и Алжиром 1945-го года и его последствия – главными героями являются участники подпольной структуры алжирских революционеров;
  • Полный безысходности рассказ о славе, деньгах, успехе и их тотальной бессмысленности, созданный Дэвидом Кроненбергом – фильм Космополис с Робертом Паттинсоном в главной роли.

Социальная драма Пролетая над гнездом кукушки

Мастера своего дела

Если говорить о всемирно признанных гениях жанра социальной драмы, то никак нельзя не упомянуть мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Кто бы мог подумать, но великолепный режиссер начинал свою творческую карьеру заурядным диск-жокеем на радиостанции. Однако в 2000-м году на большие экраны выходит снятая им кинолента Сука-любовь, номинированная на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, и завоевавшая множество других престижных наград. Каждая последующая постановка Иньярриту нисколько не уступала предыдущим, вновь и вновь поднимая самые разные актуальные для современного общества проблемы:

Название картины Год выхода В главных ролях
21 грамм 2003 Шон Пенн

Наоми Уоттс

Бенисио дель Торо

«Вавилон» 2006 Брэд Питт

Гаэль Гарсия Берналь

Кейт Бланшетт

«Бьютифул» 2010 Хавьер Бардем

Марисель Альварес

Среди других, не таких известных, но от того не менее талантливых режиссеров, снимавших социальные драмы, нельзя не упомянуть:

  • Серджиу Николаеску — «Всегда виновен» (1976);
  • Фолькер Шлендорф – «Любовь Свана» (1983);
  • Роджер Кардинал — «Маларек: Парень, которому повезло» (1988);
  • Марко Туллио Джордана – «Лучшие годы молодости» (2003).

Кино для небезразличных

Лучшие социальные драмы – зачастую нелегкие для восприятия кинокартины, которые можно сравнить с лучшими драмами, однако более узкой направленности. Они подобны хорошим, умным художественным книгам, которые, дабы полностью вникнуть в смысл, нужно перечитать не один раз. Но зато противоречия, аспекты жизни общества, которые в них затрагиваются, зачастую наиболее актуальны. Такого рода кино – это не просто лекарство от скуки на субботний вечер, а нечто большее и серьёзнее.