Фильмы про кунг-фу: бей, пока молодой!

Боевики – один из самых старых и востребованных жанров кинематографа. Как и во всяком старом жанре, в данном есть масса поджанров – и фильмы про кунг-фу составляют, пожалуй, самый известный из них, особенно на территории Азии. Ну а поскольку в СССР в 70-80-е в кинотеатрах, в основном, крутились ленты отечественные, а из зарубежных предпочтение отдавалось союзникам по соцлагерю (Китаю, в том числе), то на лентах с Брюсом Ли, Джеки Чаном и Джетом Ли у нас выросло целое поколение.

Говоря о кунг-фу-cinema, как мне кажется, следует разделять его на два направления по региону производства – Гонконг и США (Голливуд). В обоих случаях постановщиков и актеров-самородков предостаточно, ну а сотрудничество американских и китайских кинематографистов выливается в настоящие шедевры вроде «Матрицы» (1999) или «Убить Билла» (2003).

В числе жанровых признаков картин о «драках на кулаках» стоит выделить

  • сильное влияние китайской литературы / комиксов, отсюда – наличие в качестве места действия условного квазиисторического пространства;
  • детальную демонстрацию восточных единоборств (самый очевидный признак);
  • наличие мощного мелодраматического пласта (такие фильмы ставятся по двум сюжетам – драки за любовь или битвы во имя мести).

Главные популяризаторы кунг-фу-муви – Брюс Ли и Джеки Чан

В гуще имен азиатских актеров, поражающих зрителя воспроизводимыми на экране боевыми техниками (Юань Бяо, Донни Йен, Тони Джаа, Стивен Чоу и др.), бесспорными «королями жанра» являются Брюс Ли и Джеки Чан. Первый популяризовал гонконгский кинематограф как таковой, второй развил успех предшественника.

В «Большом боссе» (1971) Брюс Ли играл парня, родственники которого погибли от рук тайской мафии, занимающейся сбытом наркотиков.

Пожалуй, это первая картина, в которой зрители увидели трюки Брюса во всей красе. В «Кулаке ярости» (1972) он уже мстил не за семью, а за учителя, и не тайцам, а японцам: правдоподобная постановка столкновения кунг-фу и японских боевых искусств пришлась зрителю и критикам по вкусу. В «Пути дракона» (1972) Брюсу пришлось отстаивать честь друзей семьи – на сей раз в Риме. Лента примечательна тем, что в ней в драках столкнулись учитель и ученик – Брюс Ли и Чак Норрис.

Что касается боевиков с Джеки Чаном, то они, наверное, известны каждому. «Пьяный мастер» (1978), «Разборка в Бронксе» (1995), «Мистер Крутой» (1996) – проверенные вариации на тему мести за семью и друзей, разбавленные комедийными вставками.

Ниже в таблице отражены сборы некоторых выдающихся кунг-фу-муви. Прежде всего, обращает на себя внимание кассовый успех «Матрицы», где боевыми техниками поражали западные актеры. Удовлетворенный зритель отблагодарил создателей лент не только покупкой билетов на сеансы, но и ажиотажем вокруг DVD – например, «Час Пик 3» (2007) собрал только на этом носителе более $34 млн.

Название Страна, год выхода Исполнитель главной роли Сборы
Выход Дракона Гонконг, США, 1973 Брюс Ли $25 000 000
Матрица США, Австралия, 1999 Киану Ривз $463 517 383
Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак Гонконг, Китай, 2012 Джеки Чан $169 994 606
Разборки в стиле Кунг-фу Гонконг, Китай, 2003 Стивен Чоу $100 912 445

Большой западный прорыв: «Матрица» и «Убить Билла»

Все американские кунг-фу-фильмы можно было бы обвинить в бездумном копировании гонконгского оригинала, игнорировании восточной эстетики и попросту паразитировании на удачной находке коллег, если бы не контрпримеры в виде «Матрицы» братьев Вачовски и «Убить Билла» Квентина Тарантино. В случае обоих фильмов для постановки боевых сцен был приглашен культовый Юэнь Ву-Пинг, сделавший имя на «Пьяном мастере» и «Железной обезьяне» (1993). В итоге в лентах удались шикарные бои – в эпосе Тарантино они оказались еще и массовыми: как, например, в сцене с разборкой персонажа Умы Турман с «88-ю бешеными».

Фильмы про кунг-фу – прекрасный образчик экшн-кинематографа (по моему мнению, даже лучший). Влияние этих лент распространяется далеко за пределы привычного cinema-производства – про боевые искусства уже делают мультики («Кунг-фу Панда», 2008), снимают документалки (вспомните множество картин-исследований, посвященных Брюсу Ли), а также под их влиянием создаются комиксы – например, творец «Драгонболла» Акира Торияма неоднократно указывал, что раскадровки драк в своем произведении делал под впечатлением фильмов с Джеки Чаном.

Have your say!

0 0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.